Школа для пациентов с гипертонической болезнью

Каковы симптомы заболевания

В большинстве случаев, у пациентов, имеющих повышенное артериальное давление, могут отмечаться следующие симптомы:

  1. Частые головные боли. Локализация дискомфортных ощущений отмечается в области затылка. Сопровождаются боли головокружением, тошнотой. У больного появляются ощущения, будто перед глазами мелькают «мушки».
  2. Чрезмерная потливость и покраснение лица. Ни с того, ни с сего у больного отмечается появление чувства жара, сопровождающееся потоотделением, покраснением кожных покровов лица.
  3. При частых скачках давления человек становиться раздражительным, уставшим. Снижается качество сна, постоянно присутствует чувство тревоги.

image

Основные задачи, которые поставлены в школе:

  • предоставить информацию о патологии, возможных рисках и последствиях;
  • донести ответственность людей за сохранность здоровья;
  • помочь сформировать рациональное поведение, которое поможет уберечь себя от серьезных заболеваний;
  • сформировать мотивацию соблюдать все рекомендации и выполнять советы врача;
  • научить методам экстренной само- и взаимопомощи до приезда врача в ситуации, когда начался гипертонический криз.

Для комфортного, плодотворного общения в стенах школы формируются коллективы численностью 8-10 человек. Всего проводится несколько занятий по графику, установленному в школе, по указанным темам.

Правильное формирование мотивации у пациента

Для того чтобы у больного сформировалось правильное и добровольное решение избавиться от заболевания, врачи-консультанты прилагают немалые усилия. Данная работа проходит в несколько этапов, среди которых выделяют следующие.

Объяснение сути проблемы

Часто больные, имеющие гипертонию, не осознают, почему для избавления от проблемы они должны кардинально изменить образ жизни, отказаться от неправильного питания и вредных привычек. Целью специалиста является объяснение сути проблемы и возможных осложнений.

image

Самостоятельное принятие решения

Если на первом этапе были предоставлены правильные знания, в большинстве случаев наступает осознание проблемы и решение направить действия на избавление от нее. Больной может получать дополнительные консультации у диетолога, тренера физических упражнений. Если человек принял решение избавиться, например, от такой привычки, как табакокурение, должны быть обеспечены необходимые меры для помощи, чтобы осуществить данные действия.

Организация Школы Здоровья для больных гипертонической болезнью

Как говорилось выше, Школа Здоровья (гипертоническая болезнь — одно из главных её направлений) открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия. В составляемом приказе обязаны указываться:

  • Преподаватели, у которых должна быть соответствующая специализация. Преподаватели несут полную ответственность за предоставляемые ими знания и безопасность учеников на занятиях.
  • Инструкции, а также формы, которые следует заполнить пациентам, чтобы поступить в Школу.
  • Формы для регистрации пациентов в Школе, а также формы для их учета.
  • График и план занятий.
  • Указание помещения, где будут проводиться занятия.
  • Список необходимого для занятий оборудования.

imageШкола Здоровья открывается приказом руководителя медицинской организации, где будут проходить занятия.

Основной пласт информации в Школе Здоровья подается через лекцию. При этом лекционный материал обязан учитывать, что у пациентов различный уровень образованности и подготовки. Именно поэтому занятия необходимо проводить таким образом, чтобы сначала подавался простой материал, усложняясь с каждым уроком.

Преподаватель должен строить занятия в форме открытого диалога, чтобы посещающие могли своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Чтобы упростить восприятие материала, рекомендуется использовать наглядные пособия, презентации, фильмы и т. п.

Чтобы понять, насколько эффективно показала себя Школа Здоровья, рекомендуется поддерживать с учениками обратную связь. Делать это можно через анонимные анкеты или книгу отзывов.

Как сбить давление в домашних условиях медикаментами и народными средствами?

Инструкция по применению Алзепила.

Инструкцию по применению Аквалора .

При организации Школы Здоровья необходимо вести определённую документацию:

  • Учетную форму 038/у-02, которая утверждена приказом МЗРФ № 455.
  • Ежегодно заполняющуюся отчетную форму о деятельности организации, утверждённую постановлением Госкомстата № 175.
  • Годовой отчет о работе Школы Здоровья.
  • Журнал проведенных занятий по установленной форме.

При необходимости перечень документов может дополняться.

Правильное измерение давления

На первых занятиях дается определение того, что такое артериальное давление и артериальная гипертензия. Указываются причины ее развития, характерные признаки, симптомы, возможные факторы риска и осложнения, которые развиваются на фоне высоких значений на тонометре.

Большое внимание уделяется тому, как правильно измерять артериальное давление, ведь без этого невозможно понять, что развивается гипертоническая болезнь. .

image

Проводить обследование нужно обязательно, ведь бывает, что даже при больших показателях на тонометре человек может ощущать себя комфортно. Значения выше 140/90 мм рт. ст. уже свидетельствуют о том, что в работе сердца, кровеносной системы имеются явные нарушения.

Если на дисплее тонометра высветились высокие показатели, следует сразу обратиться к врачу за консультацией и лечением.

Чтобы правильно измерить уровень давления, можно использовать специальный манометр ручного, полуавтоматического либо автоматического типа.

Наиболее точным является ручной аппарат. С его помощью в положении сидя диагностируют артериальное давление, предварительно пациент должен несколько минут находиться в состоянии покоя.image

Сейчас гипертонию можно вылечить, восстановив сосуды…

Измерения проводят на обеих руках, и если показатели отличаются более чем на 10 мм рт. ст., в дальнейшем для мониторинга выбирают руку, где цифры были выше.

Важно в процессе исследования правильно расположить руку с манжеткой, она должна находиться на уровне сердца. Закачивать поток воздуха внутрь следует быстро, равномерно, достигая показателей, которые превышают обычные для человека верхнее давление на 30 мм рт

ст.

Стравливать воздух лучше медленно, в этот момент прослушиваются характерные звуки. Когда они становятся слышны, устанавливается систолическое давление, а когда исчезают – .

Желательно измерить давление два раза с небольшим интервалом, затем определить среднее значение полученных показателей.

Школа для пациентов с артериальной гипертензией

Гипертензи­ю с полным на то основанием­ называют «бичом» XXI века. Гипертонич­еской болезнью страдает каждый пятый житель нашей планеты, а в России этим заболевани­ем страдает 40% взрослых людей. Доля гипертоник­ов с возрастом увеличивае­тся.

К сожалению,­ многие больные даже не знают, что у них повышенное­ давление; другие знают, но относятся к этому легкомысле­нно и не желают лечиться, потому что нормально себя чувствуют;­ третьи лечатся, но неправильн­о и нерегулярн­о. Однако гипертонич­ескую болезнь недаром называют «молчаливы­м убийцей», многие годы она повреждает­ сердце и сосуды и, если не проводить своевремен­ное и грамотное лечение, неотвратим­о ведет свою жертву к инсульту, инфаркту, слепоте, почечной недостаточ­ности, слабости сердечной мышцы. Это как раз те осложнения­ гипертонич­еской болезни, которые делают больного инвалидом или даже являются причиной смерти.

К счастью, на сегодняшни­й день с помощью современно­го лечения можно избежать перечислен­ных выше осложнений­ и обеспечить­ себе хорошее качество жизни.

Сам человек должен задуматься­ о своем образе жизни, о состоянии своего здоровья

В школе для пациентов с гипертонич­еской болезнью вы узнаете на что обращать внимание, как следить за состоянием­ здоровья при выявлении заболевани­я, что поменять в своём образе жизни, питании, как снижать артериальн­ое давление без лекарств, каковы принципы медикамент­озного лечения заболевани­я, как помочь себе при гипертонич­еском кризе.

Так же в школе вы получите практическ­ие навыки по выбору аппарата для измерения артериальн­ого давления (АД), научитесь самостояте­льно правильно измерять АД, пульс, вести дневник самоконтро­ля, определите­ свой риск сердечно-сосудистых­ осложнений­ и получите рекомендац­ии по его снижению, определите­ свой вес, индекс массы тела и оптимальны­й вес для вас, научитесь самостояте­льно рассчитыва­ть суточную потребност­ь килокалор­ий и составлять­ меню по калорийно­сти продуктов,­ контролиро­вать свою физическую­ активность­, грамотно укомплекту­ете аптечку скорой помощи при гипертонич­еском кризе.

Темы занятий:

Занятие 1 Понятие об АД и его нормах. Правила измерения АД. Что такое артериальн­ая гипертензи­я (АГ) и её виды. Практика: подбор прибора для измерения АД, измерение АД, пульса.

Занятие 2 Факторы риска АГ и сердечно-сосудистых­ заболевани­й (ССЗ). Поражение органов-мишеней и ассоцииров­анные клинически­е состояния. Понятие о риске сердечно-сосудистых­ осложнений­. Практика: Ведение дневника самоконтро­ля. Определени­е риска сердечно-сосудистых­ осложнений­ по SCORE.

Занятие 3 Питание при АГ и ожирение. Практика: Рассчёт суточной потребност­и в килокалор­иях, составлени­е примерного­ меню дня.

Занятие 4 Как снизить АД без лекарств? Физическая­ активность­ у пациентов с АГ. Консультац­ия врача ЛФК.

Занятие 5 Медикамент­озное лечение АГ. Самопомощь­ при гипертонич­еском кризе. Практика: Сбор аптечки для скорой помощи. Тест «Оценка знаний пациентов»­.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Бизнес и финансы

БизнесБанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитПромышленностьМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаСтроительствоАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьер

Презентации для пациентов

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сфере

Стрессы и волнения

На занятиях в Школе здоровья исследуются факторы, которые способствуют повышению давления. Среди них – и волнения. Специалисты рассказывают о том, какие причины их вызывают, как защитить организм от тревожного состояния, как выйти из ситуации, когда наступило стрессовое состояние.

Волнения – неизбежная составляющая современной жизни, однако для здоровья представляет опасность чрезмерное напряжение.

Своим состоянием надо уметь управлять, особенно если ситуация зависит от человека. Например, при повышенных нагрузках на работе нужно грамотно планировать время, распределяя дела, делегировать их, организовывать перерывы для отдыха.

В ситуации, когда стрессовые факторы от людей не зависят, нужно понять, в чем проблема, изменить свое к ней отношение. В этом случае удастся избавиться от раздражения, а значит, избежать скачка артериального давления на фоне напряжения.

Как преодолеть стресс при артериальной гипертензии:

  • перечислить моменты, которые вызывают напряжение, волнение, тревогу;
  • расслабиться, отвлечься на любое занятие, например, ходьбой и плаванием, велоспортом;
  • найти время для общения с друзьями, близкими людьми;
  • уделить время аутотренингу, способам релаксации, самовнушению.

Правила преодоления тревожной ситуации следует выполнять всем вне зависимости от того, есть ли в анамнезе гипертоническая болезнь, либо только существует риск ее появления.

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Гипертония – сложное заболевание сердечнососудистой системы. В России существует школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, т.к. заболевание очень распространенное и почти каждый третий человек в стране подвержен его воздействию.

Вылечить полностью гипертонию нельзя, но необходимо держать под контролем общее состояние организма, производить манипуляции по профилактике данного заболевания, что поможет избежать отрицательных последствий и поможет увеличить время жизни. Снизить риски осложнений и побочных действий. Увеличить качество жизни. В таких случаях можно полагать, что все медицинские препараты, которые есть в настоящее время не позволят полностью контролировать протекание болезни, и без понимания пациента, выполнения им необходимых мер для поддержания здоровья, контролировать, а тем более излечится не представиться возможным.

Но все возможно, когда человек получает знания для того, чтобы правильно себя вести при таких заболеваниях. Только конкретное осознание всей ситуации дает понять, что не все зависит от врачей и медикаментов, залог здоровья чаще всего лежит в самих пациентах, в их стремлении выздороветь.

ЦЕЛИ

Для таких ситуаций и создаются школы здоровья для больных гипертонией, целью которых является обучение больных гипертонией научится менять свой образ жизни для укрепления общего здоровья организма и стабилизации артериального давления без вмешательства врачей и медикаментов. Создаются специальные программы которые основаны на индивидуальных подходах к каждому пациенту в отдельности.

ЗАДАЧИ

В задачи таким мероприятий входит: мотивирование пациентов для лечения и взаимодействия с медиками, и неукоснительное соблюдение условий лечения пациента; обучения больных гипертонией быть самостоятельными и научится контролировать свое артериальное давление; также все эти меры предназначены для общего развития и получения информации о этом тяжелом заболевании и обучению способов профилактики и лечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В ожидаемые результаты обучения программы входят: повышение уровня информативных знаний пациентов в лечении и профилактике артериальных заболеваний; ведение образа жизни, соответствующего данному заболеванию; отказ от привычек, мешающих лечению; мотивирование больных на занятие спортом или минимальными физическими упражнениями в сутки; способность самим научится брать под контроль артериальное давление.

Обучение в школах имеют единую структуру которая включает в себя: введение в обучение; общую информативную часть; семинарские формы занятий с пациентами; заключение.

Информационная часть включает в себя справочник работника медицины, который направлен на повышение компетентности больного, на его информирование и осведомление в области данного заболевания, увеличение самосознание и прививание навыков, способствующих общему мотивирующему эффекту. В процессе данной части обучения, пациент должен обучится навыкам, самоконтроля и регуляции своего артериального давления.

В активную или семинарскую форму занятий включается, обучение навыкам необходимым в обычной жизни для контроля артериального давления и методам сохранения и профилактики здорового образа жизни. Описываются конкретные примеры, проводятся практические занятия, которые необходимы для поддержание здорового образа жизни.

Смотрите также:

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Одна из тем, которую освящают в школе здоровья — это здоровое питание.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:

Занятия Процентное соотношение
Лекции 20-30%
Практика до 50%
Дискуссионные занятия и ответы специалиста на интересующие пациентов вопросы 20-30%
Индивидуальная консультация 10%

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении. Учитывается не только диагноз, но и общее самочувствие пациента, его возраст, результаты обследований.

После набора группа закрывается, и новые ученики к ней присоединиться не могут. Ученик может быть исключен из Школы из-за осложнения заболевания, нарушения когнитивных функций и по другим причинам.

Ученики для Школы Здоровья подбираются руководящим врачом по данным анамнеза больных, проходящих лечение в медицинском учреждении.

Частые вопросы

Какие преимущества предоставляет школа для пациентов с гипертонической болезнью?

Школа для пациентов с гипертонической болезнью предоставляет ряд преимуществ, включая обучение пациентов навыкам самоконтроля, понимание принципов здорового образа жизни, возможность общения с другими пациентами и получение поддержки от специалистов.

Какие темы обычно включаются в программу школы для пациентов с гипертонической болезнью?

Программа школы для пациентов с гипертонической болезнью обычно включает такие темы, как принципы правильного питания, физическая активность, контроль веса, управление стрессом, принципы приема лекарств и самоконтроль давления.

Какие результаты можно ожидать от участия в школе для пациентов с гипертонической болезнью?

Участие в школе для пациентов с гипертонической болезнью может привести к улучшению контроля давления, снижению риска сердечно-сосудистых осложнений, улучшению общего самочувствия и повышению качества жизни.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Регулярно измеряйте артериальное давление. Для контроля и управления гипертонической болезнью важно знать свои показатели давления. Приобретите домашний тонометр и измеряйте давление несколько раз в неделю. Записывайте результаты и обсуждайте их с врачом на приеме.

СОВЕТ №2

Правильно питайтесь. Следуйте диете, богатой фруктами, овощами, цельнозерновыми продуктами и нежирными источниками белка. Ограничьте потребление соли, жиров и сахара. Избегайте фастфуда и готовых продуктов, которые могут содержать скрытую соль и добавленный сахар.

СОВЕТ №3

Управляйте стрессом. Стресс может повышать артериальное давление, поэтому важно научиться справляться с ним. Попробуйте различные методы релаксации, такие как йога, медитация или глубокое дыхание. Также регулярные физические упражнения могут помочь снизить уровень стресса и улучшить общее состояние здоровья.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации